Rambler's Top100
retailmagazine.ru
Торговое оборудование. Розничная торговля
Профессиональный журнал и интернет-портал для ритейлеров и поставщиков торгового оборудования, товаров и услуг
ЖУРНАЛ ПОДПИСКА РЕКЛАМА
НовостиСтатьиЭкспертыМероприятияМаркетПоставщикиСсылкиКонтакты


Главная Содержание
РУБРИКА: Безопасность. Банковская техника
Журнал "Торговое оборудование. Лучший выбор"
Пустить или не пустить - контролирует СКУД

Такие турникеты-триподы пропускают большой поток людей

Установка такого оборудования позволяет осуществить жесткий контроль доступа

Пустить или не пустить - контролирует СКУД

Подсчитано, что потери от кражи товара составляют до 5-7% от товарооборота торгового предприятия, а при отказе от технических средств защиты - до 20 и более процентов. Поэтому все современные торговые комплексы оборудуются различными системами безопасности - охранно-тревожной сигнализации, противопожарной защиты, видеонаблюдения и т. д. Важным элементом технической защиты торгового предприятия является система контроля и управления доступом (СКУД).

Предназначение СКУД

Назначение этих систем столь широко, что иногда специалисты для предотвращения путаницы разграничивают сами СКУД. Так, те из них, которые решают задачи ограничения зон, доступ в которые должен быть лишь для определенных работников, называют системой контроля и разграничения доступа. Те же, которые просто разграничивают торговую и служебную зону, называют системой ограничения доступа. Она может выступить и в качестве подсистемы предыдущей.

Существуют и дорогие сетевые системы, использующие в своем составе мощное оборудование. Они устанавливаются на секретных строгорежимных предприятиях, к которым торговые комплексы не относятся. В торговле, по словам специалистов, СКУД предназначена для контроля за персоналом - чтобы человек, работающий в одном отделе, не ходил в другой. Плюс к тому, с помощью считывателей ведется учет рабочего времени.

Состав системы

Контроллер - это основная часть системы. Он хранит в памяти коды идентификаторов и список прав каждого из них и именно он решает, пропускать ли человека в данную дверь или, точнее, точку прохода: ею может быть не только дверь, но и турникет, “вертушка” и т.д. При положительном решении контроллер дает сигнал на исполнительный механизм - защелку, замок, турникет и т.д.

Идентификатор - ключ, предназначенный для определения прав человека, которому он выдан. Идентификаторы могут быть различны - от биометрических признаков человека (отпечаток пальца, рисунок сетчатки глаза) до бесконтактной (proximity) карточки.

Считыватель считывает код идентификатора и передает его контроллеру. Считыватели, соответственно, также различны - от биометрических до бесконтактных (proximity), которые и используются чаще всего. Карточка при поднесении к нему выдает свой индивидуальный код, который система опознает и принимает решение, пускать или нет человека. Дальность таких считывателей варьируется от 10 см до 1,5 м. “Короткое” считывание используется при больших потоках персонала - чтобы исключить одновременное считывание. Считыватели с большой дальностью предназначены, к примеру, для автомобильных паркингов - чтобы “увидеть” карточку человека, сидящего в машине и даже не достающего ее из кармана.

Двери оборудуются электрозащелками, электромеханическими или электромагнитными замками - в зависимости от их предназначения.

- Фирм-производителей электрозащелок тоже много, - говорит Валентин Матвеев, технический директор компании “NEVA-electronics”. - Мы используем в основном электрозащелки испанской фирмы OPEN&CLOSE и немецкой Еeff-Eeff, а замки - итальянской фирмы ISEO. Одна из знаменитейших в этой области - финская фирма АBLOY. Но стоимость их замков очень высока.

Сетевые СКУД

Все СКУД можно разделить на две большие категории - сетевые и автономные. В сетевой системе все контроллеры, отвечающие каждый за свою точку прохода, друг за другом подключены к центральному блоку.

В обязательные элементы сетевой системы входит:
- системообразующее оборудование: центральный блок, контроллеры, источники бесперебойного питания;
- линейное оборудование: считыватели, кнопки выхода, датчики открытия двери, управляемые замки, доводчики, идентификаторы пользователей.

Элементами, расширяющими функциональность, являются: сервер системы, автоматизированные рабочие места (АРМ) оператора, администратора и бюро пропусков.

Автоматизированные рабочие места - компьютеры, на которых производится дальнейшая обработка информации о передвижении сотрудников. Оператор - сотрудник охранного предприятия, несущего службу безопасности на данном объекте, - должен следить за тем, чтобы двери всегда были закрыты. На мониторе компьютера - его рабочем месте - всегда будет видно, в каком состоянии какая дверь находится в настоящий момент.

Администратор на своем АРМ анализирует проходы сотрудников - кто куда и сколько раз ходил. Начальник отдела кадров, у которого тоже установлено АРМ, решает, кому куда можно ходить: кто-то наделяется им полномочиями, кто-то лишается.

99% магазинов устанавливает СКУД, а крупные торговые комплексы - 100%. Считается, что компьютеризация системы здесь обязательна, ведь количество сотрудников большое, текучка кадров тоже большая, и все перемены должны быть оперативно введены в систему.

Как минимум устанавливается 5 контрольных точек с компьютером. СКУД устанавливается на главной кассе, служебном входе, раздевалках и выходе в торговый зал, чтобы отделить его от зоны служебных помещений, куда иначе может войти покупатель - случайно или намеренно.

Точек контроля, конечно, может быть и больше - их количество определяют руководители службы безопасности и самого предприятия. Поэтому при выборе крупной системы нужно обратить внимание не только на принципы объединения в сеть контроллеров и компьютеров, но и на максимальное количество поддерживаемых точек прохода, а также на возможность организации нескольких рабочих мест.

Все это необходимо рассматривать на перспективу, чтобы, установив сетевую СКУД сегодня, не столкнуться через несколько лет с проблемой подключения к ней еще одной точки прохода. Кроме того, нужно помнить, что для обслуживания крупной системы, объединяющей более 10 точек прохода, нужен подготовленный специалист.

В среднем оборудовать одну дверь системой контроля доступа с сетевой версией при условии, что всего дверей будет 15-17, стоит порядка 750-800 долларов. Если же оборудовать СКУД предполагается лишь две двери, то каждая из них обойдется в среднем в 1000 долларов. Автономная же система может стоить и 300 долларов.

Автономная система

Она дешевле и проще в эксплуатации, ведь такая система не требует прокладки кабеля, установки компьютерной сети - так же, как и самого компьютера. Каждая точка доступа автономной системы оборудуется контроллером, куда с помощью мастер-карт или мастер-ключей записывается информация и вводится определенное число пользователей, которые могут входить и выходить.

Главный минус автономной системы - невозможность централизованного программирования карт, а в случае утери карты необходимо перепрограммировать все карты в контроллерах СКУД. Поэтому в крупных магазинах такие системы обычно не используются. Но иногда их устанавливают на входах в большие витрины, ключи от которых есть лишь у продавца и администратора.

Заграждающие устройства

Самая распространенная точка контроля доступа в магазинах - это считыватель, доводчик и замок. Точка может быть двунаправленной - считыватели ставятся с двух сторон, и контролируется как вход, так и выход, - или однонаправленной, к примеру, единственный вход на склад. Если точка однонаправленная, требуется кнопка выхода.

Иногда на проходных для персонала стоят турникеты, хотя в маркетах они используются редко, т.к. увеличивают время попадания персонала в помещение.

Довольно часто в магазинах устанавливаются калитки. В Петербурге их производит фирма “Perco”. Одна их электромеханическая калитка стоит 1200-1300 долларов. Но на нашем рынке представлены калитки и производства “Ростов-еврострой”, и итальянские GUNNEBO-ITALDIS, и - самые дорогие - шведские.

Ворота и шлагбаумы используют на въездах в служебную зону предприятия (предположим, для машин поставщиков), а также на автомобильных парковках.

Что и как выбрать

- Перед заказчиком, решившим оснастить свое предприятие системой контроля доступа “Электронная проходная”, стоят, как правило, следующие задачи, - объясняет Павел Горшков, генеральный директор компании “АПС-Сервис”. - Подготовка технического задания на систему (перевод желаемых свойств системы на техническую базу используемого оборудования); выбор исполнителя для реализации проекта; выбор системного оборудования для реализации технического задания.

Наиболее важным из перечисленного для реализации проекта является выбор исполнителя. Правильно выбранный исполнитель совместно с представителем заказчика составит техническое задание на систему, обоснует выбор оборудования под поставленную задачу, подготовит сметную документацию по согласованному техническому заданию, продемонстрирует возможности программного обеспечения, смонтирует оборудование на объекте, осуществит гарантийное и послегарантийное обслуживание установленной системы. Затраты на нее при таком подходе будут соответствовать поставленной задаче.

- Если говорить о системе контроля и разграничения доступа “Электронная проходная” (кто, куда и в какое время может пройти), - продолжает Павел Горшков, - то мы работаем с торговой маркой Parsec. На наш взгляд, это наиболее продуманная и удобная для пользователя система с хорошей технической поддержкой. Она оптимальна для малых и средних торговых сетей. Ее стоимость складывается из стоимости считывателя, контроллера и программного обеспечения с интерфейсом.

Минимальная стоимость электронной проходной на 1 точку прохода будет составлять 610 долларов. Импортные системы стоят намного дороже, хотя по своим потребительским свойствам аналогичны отечественным.

Но специалисты отмечают и то, что отечественные системы часто не могут работать с большим количеством пользователей и дверей. К примеру, оборудование подмосковного НВП “Болид”: в нем количество нормально работающих точек доступа ограничено десятью, и как только количество увеличивается, система начинает работать более медленно и нестабильно. Ее устанавливают на малых объектах.

А вот система “Рубеж” московского производителя “Сигма-ИС” считается неплохой. Она надежна и стабильно работает. Можно назвать и систему петербургского производителя “Perco”. Но основной ее недостаток в том, что ее нельзя интегрировать с другими системами безопасности на объекте. Можно привести в пример систему “Дозор” производства ГК ИСТА: она справляется с 60 и более точками доступа.

Из импортных систем можно назвать американскую Apollo, где стабильно работают 30-40 точек. Отсюда и разница в цене: если наши контроллеры стоят порядка 100 долларов, то за импортный можно заплатить до 400 и больше.

- Качество контроллеров разных фирм соответствует своей цене, - считает Валентин Матвеев. - К сожалению, наше отечественное оборудование по своим техническим характеристикам - не во всех, конечно, случаях, - но все же проигрывает западным образцам.

Но, как подчеркивают руководители всех компаний, каждая компания работает под заказ, исполняя требования заказчика.

- У нас есть предложения под любой ценовой диапазон, - говорит Валентин Матвеев. - К примеру, петербургская интегрированная система безопасности “Омега”. Это единый программный продукт, управляемый контроллерами Quest разного диапазона. Если контроллеры необходимо объединить в сеть и поставить программное обеспечение, цена за контроллер сразу поднимается до 100 долларов и выше. Если же требуется простой контроллер, который не нужно объединять в сеть, его стоимость может быть до 20 долларов.

Подготовила Светлана Куликова


опубликовано в журнале
"Торговое оборудование. Лучший Выбор" №11, ноябрь 2005г.

На главную страницу        Содержание номера (ноябрь 2005 г.)         Назад

Яндекс цитирования