на главную страницу

 

содержание

реестр фирм

о журнале

наши партнеры

пишите нам

Автомобильный фотокаталог "Лучший Выбор"
Газета "Новости Петербурга"
Бесплатная газета для автомобилистов "Автовитрина"

  № 06 (36) ИЮНЬ 2000 г.

ТОРГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ 

Пассаж

22 мая 2000 года исполнилось 152 года со дня открытия в Петербурге торгового заведения особого типа - “Пассаж”. Полтора века назад столицу России украсило новое, необычное сооружение, а у горожан появилось излюбленное место для встреч и покупок. Необычайно популярный в XIX веке, “Пассаж” не утратил своей известности и ныне, а потому нелишне будет вспомнить историю создания этого удивительного заведения.

Мысль об открытии в центре Петербурга нового торгового центра принадлежала графу Якову Ивановичу Эссен-Стенбок-Фермору. В роду у графа, выходца из Англии, было немало высокопоставленных военных, однако сам Яков Иванович ратным талантом не обладал - он был одаренным предпринимателем. По своим торговым делам ему приходилось много путешествовать по Европе, и в 1845 году граф увидел там вошедшие в моду торговые галереи со стеклянными крышами - пассажи. Так у него возникла идея построить подобное сооружение и в Петербурге. По возвращении в Россию Фермор подал главноуправляющему публичными зданиями, генерал-адъютанту П. А. Клейнмихелю, следующее прошение: “По прилагаемому плану в приобретенных мною домах... желая устроить с Невского проспекта крытую проходную галерею наподобие лондонских и парижских пассажей, для размещения в ней жилых покоев, всякого рода магазинов и торговых заведений, концертного зала, зимнего сада, хоров для музыки... всепокорнейше прошу Ваше Сиятельство позволить мне означенную постройку...”

Как видим, Яков Иванович в своем проекте стремился сделать пассаж не только торговым, но и культурно-развлекательным центром, совмещенным с жилыми помещениями для его персонала и сдачи их в наем. Под задуманное им заведение граф приобрел роскошный дом Влодеков на Невском проспекте. По заказу Фермора архитектор Р. Желязевич спроектировал новое здание с минимальными переделками, что ускорило бы строительство “Пассажа” и уменьшило стоимость работ. Однако в дело вмешался сам император - Николай I, как известно, во всем любивший армейский порядок, и повелел разместить крытую стеклом галерею в центре здания, для чего необходимо было снести весь приобретенный дом. Со всесильным монархом граф спорить не стал, и 20 апреля 1846 года дом Влодеков был полностью разрушен. При таком повороте событий Фермор, не предвидевший столь больших затрат, оказался на грани финансовой катастрофы. Однако Яков Иванович и не подумал отступать от задуманного и обратился в Министерство финансов с просьбой о выдаче ему ссуды. Но законы того времени не позволяли выдачу кому бы то ни было кредитов под залог еще не построенного сооружения. Положение спас Николай I, к его чести, осознавший, что своим вмешательством он поставил графа в затруднительное положение. Император разрешил выдачу кредита под свое собственное ручательство. После этого “стройка века” на Невском проспекте продолжалась без задержек, и 22 мая 1848 года “Пассаж” был торжественно открыт.

Интерес к новому, необычному торговому центру у горожан был необычайно велик, и на его открытие собралось множество народу. В присутствии генерал-губернатора Петербурга
Д. Шульгина “Пассаж” впервые распахнул свои двери. Взорам изумленной публики “представилось великолепное зрелище... в виде двухэтажной галереи, не имеющей себе подобных в Европе пространством, богатством, изяществом и вкусом отделки”, - писала тогда газета “Северная пчела”.

До наших дней внутренние интерьеры “Пассажа” дошли не совсем такими, какими они были в день открытия и на протяжении всего XIX века. Широкая лестница вела с улицы в вестибюль, а оттуда можно было попасть во многочисленные магазины, витрины которых выходили на Невский проспект. За зеркальными дверями вестибюля открывалось огромное пространство, полное света и блеска. Это сверкали забранные в бронзовые рамы огромные стеклянные перегородки, отделявшие лавки от галереи, блестели бесчисленные зеркала, искрились фигурные бра с фонарями газового освещения (числом более 500), пол сиял тщательно натертым наборным паркетом. Размеры “Пассажа” поражали воображение - в длину он занимал 180 метров, в высоту - 22, а площадь остекления крыши равнялась 1900 квадратных метров! Второй этаж универмага представлял собой как бы торговую улицу, которую образовывали два ряда магазинов с галереей-балконом и двумя переходными мостиками. На каждом из двух этажей “Пассажа” размещалось по 56 магазинов и лавок. По деревянной винтовой лестнице можно было попасть в концертный зал, “выполненный в изящном греческом стиле”. Третий этаж “Пассажа” занимали
56 квартир, предназначавшихся для купцов, торговавших в нем, а также для сдачи их в наем. Все жилые помещения были оборудованы неслыханным по тем временам новшеством - водопроводом и ватерклозетами! Но и это было еще не все: подвальный этаж “Пассажа” представлял собой туннель, где размещалось 56 магазинов для торговли скоропортящимися товарами - винами, овощами, пивом... Этот туннель, помимо газовых рожков, освещался также светом, падавшим... прямо с потолка, так как пол первого этажа для этого специально был сделан стеклянным!

Граф Я. И. Эссен-Стенбок-Фермор рассчитывал получать прибыль от сдачи в аренду торговых и жилых помещений, однако встретился с неожиданным препятствием - купцы почему-то в “Пассаж” идти не торопились. На день открытия универмага была арендована едва ли треть его помещений. Психологию петербургских купцов, привыкших по старинке торговать в темных и сырых лавках, переломить было очень трудно. Непривычные, роскошные и сверкающие апартаменты просто пугали их. Поэтому Яков Иванович сделал ставку на концертную деятельность своего заведения, привлекая публику необычным тогда газовым освещением. Однако доходы от этого вида деятельности не покрывали его расходов - ведь Фермор был должен Министерству финансов огромную сумму. Тогда граф, с разрешения властей, открывает в “Пассаже” кафе-ресторан с выходом на Невский проспект и трактир - со входом с Итальянской улицы. Но и при таком перепрофилировании помещений выйти из финансового тупика Фермору не удалось. В 1849 году он вынужден заложить в Государственном казначействе свой “Пассаж” за 26 тысяч рублей и благодаря этому смог расплатиться с кредитором, Минфином, но это была лишь отсрочка платежа - не более. Чтобы выйти из создавшегося положения, граф добивается от городских властей освобождения его от налогов на 10 лет. В этом ему опять помог Николай I, наложивший соответствующую резолюцию на нужном документе.

Таким образом финансовые проблемы для Якова Ивановича отошли на второй план, а “Пассаж” тем временем заполняли все новые арендаторы, что стало приносить стабильный доход. Ассортимент универмага был ориентирован в основном на аристократию, высшее офицерство и чиновничество. Постепенно “Пассаж” стал центром “элегантной торговли и элегантных променадов”, - писала газета, поскольку богатые дамы любили здесь не только делать покупки, но и прогуливаться, созерцая модные туалеты в витринах. К их услугам были и обосновавшиеся здесь модистки с белошвейками, заказы от покупателей принимали корсетных и шляпных дел мастера. Позже в “Пассаже” открылись парикмахерская и фотоателье. В перерывах между покупками в “Пассаже” можно было полакомиться мороженым, выпить кофе или пообедать в ресторане.

Следует отметить, что славу “Пассажу” принесла не только первоклассная торговля, но и развлечения. Петербург в XIX веке был беден на такие зрелища: несколько театров, в которые не всегда можно было попасть, балаганы - вот и все. Зоопарк в столице появился лишь в 1865 году. Поэтому значение “Пассажа” как культурного центра было очень большим. Помимо концертов, в нем устраивались выставки восковых фигур, монстров и уродов, а в конце туннеля размещался зверинец, где содержались обезьяны, черепахи, экзотические птицы и даже огромный крокодил!

Казалось бы, дела основателя “Пассажа” шли успешно, но финансовые проблемы его детища постоянно не давали графу Фермору покоя. Очередная катастрофа разразилась в 1854 году, когда “Пассаж” за долги был выставлен на аукцион. После этого Яков Иванович, потерпев сокрушительное поражение, отошел от дел, предпринимательством больше не занимался и с горя умер в 1866 году. Похоронен он на Смоленском лютеранском кладбище.

Трагедия графа Фермора - в том, что он опередил свое время: истинное значение для Петербурга его “Пассаж” приобрел лишь на рубеже веков и с тех пор не роняет своей марки самого престижного магазина города вплоть до наших дней.

Михаил Пазин